Вы здесь

По следам первобытного белоруса - Юровичи

11.08.2018

По археологическим данным человек поселился на месте современных Юровичей около 26 тысяч лет до н.э. Об этом свидетельствует самая древняя на территории Беларуси стоянка первобытного человека, обнаруженная учеными в 1929 году на высоком берегу Припяти.

 

Поселение просуществовало несколько тысячелетий, пока надвигающийся ледник не заставил людей уйти в теплые края, но они вернулись как только ледник отступил. Во время раскопок археологи обнаружили на юровичской стоянке жилища овальной формы длиной 4-6 метров. Каркасы для этих «домов» строили из длинных костей, накрытых шкурой, а их нижняя часть укреплялась черепами животных, камнями, большими костями, вкопанными в землю. В Юровичах были найдены кости мамонтов, первобытного быка, дикой лошади, а также каменные орудия труда: пластинчатые ножи, проколки, скребки. 
Славянское поселение на месте современных Юрович появилось в конце 10 века, хотя первое письменное упоминание о них датируется началом 16 века. Впоследствии село получило статус местечка. Оно входило в Мозырский повет Минского воеводства ВКЛ, застраивалось и богатело благодаря выгодному расположению у реки Припять и при дороге из Мозыря в Лоев. Во второй половине 17 века тут обосновались представители католического ордена иезуитов, с деятельностью которых связано появление в Юровичах чудотворной иконы Божией Матери и возведение здесь храмового комплекса. Эта икона, исполненная в церковно-художественном стиле «Богоматерь Одигитрия», по заключению экспертной комиссии искусствоведов, была написана предположительно в начале 17 века на территории Речи Посполитой, в ее белорусской или украинской части, т.к. в оформлении образа заметно сильное влияние православной иконописной традиции. Первое упоминание о ней относится к 1630 году, когда она была в собственности коронного гетмана и краковского каштеляна Станислава Концепольского (1591-1646). Это был выдающийся государственный и военный деятель своей эпохи, одержавший немало побед над шведами, татарами и турками. Удачливый полководец, он, однако, в 1628 году под Переяславом потерпел страшное поражение от украинских казаков. Как свидетельствовал современник летописец Самуил Величко, казаки поляков «…всех почти до единого побили и знамя их гусарское стрельбою все подиравили». В руки победителей попала вся польская артиллерия и обоз, немногие уцелевшие (и коронный гетман в их числе) искали спасения в бегстве. Казаки уже почти настигли С.Канцепольского, предвкушая, как они посадят столь знатную персону на кол. По семейному преданию, в отчаянии каштелян вознес горячую молитву о своем спасении Божией Матери – и свершилось чудо, преследователи отстали. Возможно, именно тогда по специальному заказу С.Концепольского для него была написана или приобретена икона Божией Матери, с которой военачальник уже не расставался во всех своих походах и боях.
После кончины С.Концепольского икона перешла в иезуитский коллегиум г.Львова, где впервые священнослужителями и верующими было замечено, что после искренней молитвы перед ней совершаются многие чудеса.

Один из членов львовского коллегиума молодой ксендз Мартин Торовский был направлен в 1661 году своим руководством для проведения миссионерской деятельности на Волынь. Перед отъездом ректор коллегиума вручил ему чудотворную икону Божией Матери. Проведя 12 лет в разъездах по Украине и Беларуси, М.Торовский весной 1673 года прибыл в Юровичи. По преданию, проведя тут некоторое время, он отправился в дальнейший путь. Но вдруг на выезде из местечка произошло неожиданное. Его кони встали как вкопанные и ничто не могло их заставить сдвинуться с места. Пораженный священник вдруг явственно услышал глас Божией Матери, которая сказала, что ее чудотворный образ должен остаться в Юровичах для укрепления здесь христианства.
Проповедник остался в Юровичах и вскоре с помощью местных жителей построил здесь на горе каплицу. Она была освящена 8 сентября 1673 года, и сюда торжественно была помещена чудотворная икона. С этого времени и до наших дней она считается покровительницей и заступницей Юрович и всего Полесского края, ее одинаково почитают как католики, так и православные.
18 марта 1674 года, как гласит запись в делах мозырского суда, владелица половины юровичского имения Барбара Юдицкая за 10 тысяч польских злотых уступила ее Овручской иезуитской коллегии. В этом же году иезуитам досталась и вторая половина имения – в дар от владелицы Марианны Котарской. В 1680 году глава украинских иезуитов Бартоломей Возовский учредил в Юровичах постоянную миссию своего ордена и сформировал тут причт священнослужителей при чудотворном образе Матери Божией.

Автор: неизвестен - Tygodnik Ilustrowany. 4.03.1865. N. 284. S. 84., Общественное достояние, Ссылка

Первый суперприор миссии М.Торовский скончался в Юровичах 20 апреля 1684 года и был здесь похоронен. К этому времени в местечке на месте каплицы был выстроен деревянный костел, при нем здание миссии, в котором постоянно проживали несколько иезуитов.
Между тем слава о чудесах, творимых Юровичской иконой Божией Матери, распространилась по всей Речи Посполитой. 
Во второй половине 19 века последний юровичский ксендз Гуго Годзецкий, предвидя скорое закрытие царскими властями своего костела, решил сохранить чудотворную икону Божией Матери для потомков. По его просьбе талантливая художница из м.Деречин Ядвига Кеневич изготовила точную копию иконы и каноник тайно заменил ей оригинал. Настоящую чудотворную икону он передал на сохранение своей прихожанке, очень набожной Габриэле Горват, жене предводителя дворянства Речицкого уезда. Через несколько месяцев после этого костел был закрыт и впоследствии передан в православную епархию. При этом 8 сентября 1865 года бывший костел был освящен по православному обряду в честь Рождества Пресвятой Богородицы архиепископом Минским и Бобруйским Михаилом, после чего, согласно христианским канонам, чудодейственная сила чудотворного образа передалась и его копии (списку). Характерно, что известный М.Н.Муравьев, генерал-губернатор белорусских губерний, принимавший решение о закрытии юровичского костела, лично распорядился о чудотворной иконе.
В своем письме Минскому губернатору он уточнил: «…принимая во внимание то обстоятельство, что икона, которой приходят поклоняться православные, как принадлежность церкви должна оставаться в ней…». Габриэла Горват два десятилетия тайно хранила святыню у себя, а незадолго до своей кончины в мае 1885 года поехала в Краков и передала чудотворный образ в местный иезуитский коллегиум. С иезуитов она взяла письменное обязательство вернуть икону в Юровичи, когда там вновь появится костел. В настоящее время оригинал чудотворной иконы находится в костеле Св.Барбары в Кракове. 
В конце XIX века здесь был организован православный монастырь. К сожалению, двадцатое столетие оставило немного сведений о монастыре. Известно только то, что в 20-х гг. ХХ в. монастырь был упразднен, из Юровичской церкви были забраны иконные оклады, литургийные сосуды и прочие культовые предметы из драгметаллов, уникальные постройки, каменная ограда и храм постепенно разрушались.
Весной 1930 г. последние, еще функционировавшие в районах Мозырской округи храмы (и Юровичский в их числе) были закрыты. В 1938 г. с бывшей Юровичской церкви были сброшены все купола. В этом же году в мозырской тюрьме НКВД по сфабрикованному обвинению в антисоветской деятельности были расстреляны ее последний настоятель о. Владимир Серебряков и его жена Лилия Юльевна. Еще ранее было национализировано монастырское здание храмового комплекса, где с 1928 г. разместился юровичский детский дом.

В конце августа 1941 г. Юровичи были оккупированы фашистами, здесь была создана комендатура. 29 ноября 1943 г. советские войска освободили Юровичи, фашисты отступили из села без боя. Линия фронта проходила недалеко, и советское командование использовало высокие башни фасада бывшей церкви для корректировки своего артиллерийского огня. По воспоминаниям местных старожилов, при ответном огне немецкой артиллерии один снаряд попал в башню.
В мае 1944 г. в монастырском здании храмового комплекса вновь начал функционировать детский дом. В конце 40-х гг. бывший монастырь был оштукатурен и побелен. Впоследствии здесь производились внутренние текущие ремонты, что, безусловно, уберегло здание от печальной участи соседнего храмового. 
В 50-е гг. на топливо пошла вся столярка, деревянные полы и лестницы. Заодно разобрали и большую часть оборонительной стены (уцелела лишь ее южная и частично западная стороны, с брамой и двумя сторожевыми башнями). С 1965 по 1993 г. в монастырском здании размещалась вспомогательная школа для детей с задержкой психического развития.
В 1974 г. группа научных сотрудников АН БССР обследовала бывшие храмовые постройки и составила акт о их состоянии. С 1978 г., после принятия закона БССР «Об охране и исследовании памятников истории и культуры», храмовый комплекс стал официально находиться под охраной Министерства культуры республики, а наблюдение за его состоянием было возложено на отдел культуры Калинковичского райисполкома и Юровичский сельсовет. В 1985 году вышло в свет издание АН БССР «Збор помнікаў гісторыі і культуры Беларусі. Гомельская вобласць», где под № 1059 была помещена статья о комплексе коллегии иезуитов в д. Юровичи.
В 1993 г. государство передало Юровичский храмовый комплекс Туровской епархии Белорусской Православной Церкви. Тогда же здесь был учрежден женский Свято-Рождество-Богородичный монастырь. В настоящее время территория монастыря передана православному мужскому монастырю.
В годы воинствующего атеизма затерялся и список иконы. Но оказалось, что все это время святой образ Богородицы находился рядом, в одном из старых сельских храмов, как бы ожидая прихода новых, более благоприятных времен. Список обнаружили, когда началось восстановление его прежней обители. После реставрации юровичская святыня была сначала выставлена в мозырском Свято-Михайловском соборе, а затем с крестным ходом от его стен перенесена в юровичский Свято-Рождественский монастырь. Один из списков иконы находится в Всесвятском храме г. Турова.В настоящее время комплекс монастыря включен в "Золотое кольцо Гомельщины" и ведется работа по реставрации собора и всего комплекса монастыря.
Свято-Рождество-Богородичный мужской монастырь был преобразован из Свято-Рождество-Богородичного женского монастыря на основании Решения Синода Белорусской Православной Церкви от 18 сентября 2005 года. В Юровичах обитель открылась в 1993 году после передачи коллегиума в ведение Туровской епархии. 
В настоящее время идет реконструкция  монастыря. Недавно состоялось совещание по обсуждению сроков и качества проведения работ. В этот историко-духовно-важном деле участвуют также волонтеры из Белорусского государственного университета транспорта г. Гомеля. Они принимают активное участие в строительстве и благоустройстве комплекса. 

 

Несмотря на реконструкцию, службы здесь проходят в домовом храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы. 12 сентября, из Мозыря в Юровичи с иконой Матери Божьей Юровичской проходит ежегодный крестный ход.  13 сентября в Юровичском мужском монастыре состоится Божественная Литургия и крестный ход в честь обретения "Юровичской-Милосердной" иконы Божьей Матери. Для участия в паломничестве приглашаются верующие из Беларуси и других епархий Русской Православной Церкви.
С 2006 года каждую осень Юровичский образ привозят в Мозырь, а потом торжественно несут обратно в монастырь. До 12 сентября у иконы можно помолиться в православном кафедральном соборе святого Архангела Михаила с 07:30 до 19:30. А во вторник после окончания Божественной литургии начнется крестный ход с Юровичской иконой. По традиции к крестному ходу присоединяются и местные католические верующие, с тех пор, как в 2006 году в подвале разрушенного Юровичского монастыря нашли копию чудотворной иконы. До этого считалось, что копий древней святыни, которая в XIX веке была тайно вывезена в Краков, не существует...

По вопросам участия в крестном ходе обращаться в в Кафедральный собор Архангела Михаила в Мозыре  http://www.turov.by/eparhia/temples/54
По материалам интернет-ресурсов planetabelarus.by, yurovichi.by, piligrim.by, sobor.by.
Фото из разных источников